Роспись «под хохлому»

Здравствуй, дорогой читатель. В этой публикации мне захотелось немного рассказать о знаменитой хохломской росписи и показать несколько своих работ, выполненных в этом стиле. Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время сложилось два типа письма: верховое и фоновое. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый.

Верховая роспись ведется пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Хохлома, пожалуй, наиболее древний вид росписи. На изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по основному фону.